«Нелюбина Лариса Владимировна. Персональный сайт педагога».

Развитие творчества детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.


Любой вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей.

Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки образовательной деятельности, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.  А ведь изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей.

Сейчас отмечается большой интерес со стороны педагогов к использованию разнообразных изобразительных техник. Это обстоятельство объясняется тем, что именно в наше время изменяется система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии.

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Много нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Этот способ называется «хэппенинг» (в переводе с английского – "случаться"). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.

Для  расширения  возможности  малышей  в  выражении  впечатлений от  окружающего  мира,  я  использую на  занятиях  по  изобразительной  деятельности  различные  нетрадиционные  материалы  и  средства  изображения: ватные  палочки,  бумажные  трубочки,  пробки  от  пластиковых  бутылок,  от  тюбиков   крема,  зубной  пасты, пластмассовые  трубки,  зубные  щётки, деревянные  палочки,  соломка,  поролон,  свечи;   листья  деревьев,  цветов,  травы, овощные  штампы и печати  и т.д..   Необычный  материал  изображения  вовлекает  детей  в  творческий  процесс.  Чем  разнообразнее   художественные   материалы, тем интереснее с ними работать. У  детей  появляется  возможность  использовать  дополнительные  средства.  Возникают  новые  идеи,  связанные  с  комбинациями  разных  материалов,  ребёнок  начинает  экспериментировать,  творить.

 

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступными  из  них  являются  рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком,  печатание,  обрывание  бумаги. Я  их  использую  в   работе  с  младшими  дошкольниками.   В  старшем  возрасте  эти   же техники  дополняют   художественный  образ,  создаваемый  с  помощью  более  сложных:  монотипия,   граттаж,   кляксография,   рисование   по  мокрому   фону,  рисование   мятой    бумагой,   набрызг,   изонить    и    др.

На моих занятиях главный  художник  - малыш,  а  я  - его  помощник, дополняю несколько  деталей  или  подсказываю,  как  это  можно  сделать – и на  глазах   у   ребёнка    возникает дождик, снежок, дерево, цветы.

 

Дети  от души радуются тому,  что  у  них  получилось. Страх  перед рисованием  постепенно пропадает,  возникает  желание   рисовать  ещё  и  ещё.  Стараюсь живо, эмоционально  объяснять  детям  способы действий и показывать приёмы  изображений.  Чтобы  преодолеть  неуверенность,  даю возможность  ребёнку  сначала попробовать,  а  потом  уже  рисовать  самостоятельно. Поощряю  каждое  усилие  ребёнка,  поддерживаю  его.  Всегда  помню  о  том,  что  обучение  приёмам  изобразительной  деятельности, в  том  числе и нетрадиционным,  должно  проходить на  положительном  эмоциональном  фоне и  с  постепенным  нарастанием  сложности. Во  время  рисования пальчиками,  ладошкой  ребёнок  получает  необыкновенное  чувственное  наслаждение  при  тактильных  контактах  с  краской,  бумагой, водой.  Проба   нового  изобразительного  материала  воспринимается  ребёнком  как  игра  с  неизвестным. А  получившийся  продукт деятельности приносит  малышу  большую  радость.  Сам  процесс  рисования  для  ребёнка – сплошное  удовольствие.

          Очень  важно  даже  в  маленьком  человечке  разглядеть  индивидуальность,  принять  и  поддержать  его  интересы,  потребности,  развить  его  творческие  способности  и  позаботиться  об  эмоциональном  благополучии.

Чтобы  активизировать внимание детей  на  занятии,  побудить их  к  деятельности,  активно  использую игровые  приёмы,  сюрпризный  момент,  художественное    слово,     музыкальное   сопровождение.

Успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями.  Чем  теснее  это  взаимодействие,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я  уверена,  что каждый  успех  ребёнка  в  творчестве  и  в  личностном  плане    следует довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имеет  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно  и  что  способствует  «удовлетворению  притязаний  на  признание».  Родители  наших  воспитанников становятся активными участниками различных конкурсов, выставок, где  как  раз и  демонстрируют умелое  использование нетрадиционных  материалов  и техник. Позитивным  является  и тот факт, что эти работы, что эти работы для  выставок родители готовят вместе  со своими детьми.

Использование  нетрадиционных  способов  изобразительной  деятельности  играет  важную  роль  не  только  в  художественно – эстетическом,  но  и  в  общем   психическом   развитии  ребёнка.  Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Творческий процесс — это чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех жизненных ситуациях. Многое зависит от нас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. 

18 февраля 2016 в 20:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.